Что о первом полуфинале «Евровидения» думает белорусское жюри и как им выступление Зены?

14 мая в Тель-Авиве прошел первый полуфинал «Евровидения». Белоруска Зена прошла в финал. Как белорусское жюри оценило ее номер? И какое впечатление у них сложилось о других участниках?

В состав национального жюри от Беларуси вошли:

— директор продюсерского центра «Спамаш» Анжелина Микульская;

— художественный руководитель вокального ансамбля «Чистый голос» Валерий Пригун;

— певица Анастасия Тиханович;

— телеведущий, певец (а еще финалист «Евровидения-2010» из группы «3+2») Артем Михаленко;

— телеведущая Ольга Рыжикова.

Увидеть и оценить всех конкурсантов первого полуфинала им удалось раньше всех — во время генеральной репетиции 13 мая. Накануне финала они соберутся еще раз, чтобы выставить свои оценки тем, кто прошел дальше.

Исландия разочаровала, Португалия показалась сумасшедшей, а Зена — слишком сосредоточенной

Анжелина Микульская к своей роли в национальном жюри готовилась заранее: слушала аудиозаписи всех участников и смотрела выступления с национальных отборов. Правда, когда увидела и прослушала конкурсантов во время генеральной репетиции, о многих мнение изменила. Как в лучшую, так и в худшую сторону.

Фото с сайта spamash.by
Фото с сайта spamash.by

— Например, когда я предварительно слушала Исландию, мне был очень интересен их вокал и сама песня. Но выступление на сцене лично мне показалось достаточно вульгарным. Поэтому в моем рейтинге они опустились на несколько строк ниже.

Заинтересовали Анжелину ближайшие соседи Беларуси — Эстония, Польша, а также Грузия.

— Совершенно необыкновенно выглядела Австралия. Еще в аудиопрослушивании я отметила, что это было очень сильно по вокалу. С наложением визуализации получился оригинальный номер. В моем рейтинге они сразу поднялись в топ.

В целом для себя Анжелина отметила: в этом «Евровидении» участвует много молодых людей «из ютьюба и инстаграма», которые выбирают простые понятные постановки без налета грандиозности.

— Это меня порадовало. Молодые люди очень искренне поют, не рассчитывая на эффект сложных постановок и визуализаций. Они цепляют своей откровенностью. Песни очень хорошие, и сами люди открытые. Это, наверное, можно назвать «синдромом Александра Рыбака». Очень приятно, что на конкурсе таких людей стало больше. Например, участники из Эстонии или Чехии.

Страной удивления для Анжелины Микульской стала Португалия.

Участник из Португалии Конан Осирис. Видео: Eurovision Song Contest

— Такой формат я увидела впервые. Его не назовешь фриковостью или каким-то своим особым миром. Вокал спорный, постановка тоже. Кто-то в восторге кричит, что это заслуживает первого места, а кто-то говорит: этот ужас нужно поставить на последнее.

— А вы в этом споре какую позицию для себя выбрали? — интересуемся.

— Мне нравится необычность. И мне кажется, что сумасшедшие меняют мир в хорошую сторону. Португалия была очень запоминающейся.

По правилам Европейского вещательного союза, белорусское жюри не имеет права ставить оценки представительнице Беларуси. Но делиться впечатлением никто не запрещал.

— В контексте именно этого полуфинала Зена выглядит достаточно уверенно. Мне лишь показалось, что она была чуть-чуть взволнована. Как будто она все время думает о вокале. Хотя у нее непростой постановочно-танцевальный номер. Это сложно совместить — и вокал, и танец. Мне показалось, что она не отпустила ситуацию. Бывает, артист выходит на сцену и получает кайф от выступления. На генеральной репетиции я в ней этого не увидела. Хотя, может, это просто мой взгляд. Ведь за своего участника больше всего волнуешься — не важно, нравится он или нет, — и, конечно, требований к нему тоже предъявляешь больше. Мне показалось, что Зена очень сосредоточенно отрабатывала номер.

«Тройку победителей мы определили практически единогласно»

Перед тем как начать оценивать участников, Валерий Пригун тоже заранее их прослушал. Выступления на генеральной репетиции старался оценивать комплексно.

Фото из личного архива Валерия Пригуна
Фото из личного архива Валерия Пригуна

— Кто-то оценивал песню и вокал, некоторые — как человек ведет себя на сцене. Я старался смотреть в комплексе: исполнение, эмоциональную составляющую, саму композицию и музыку. И, по возможности, постановку номера: графику, танцевальные движения.

Два первых места Валерий Пригун отдал Эстонии и Чехии. Но, подчеркивает, это только его субъективная оценка.

— Чехию представляет молодежная группа, которая играет фанк в интересном стиле. Он вроде бы простой, но в нем есть что-то качающее. Дальше грузины — ребята, конечно, молодцы: не могли обойтись без своего национального пения, которое они «выдали» в конце, ансамблем.

По многим участникам, замечает Валерий, мнение жюри практически совпало.

— Тройку победителей мы определили практически единогласно. Вообще, по первым шести-семи местам у нас почти не было споров. Они начались за 8−10-е места. Тут мы минут десять совещались.

По впечатлениям Валерия Пригуна, Зена выступала достойно и должна была попасть в десятку полуфиналистов (так и случилось).

— Единственное, хотелось бы ей пожелать чуть-чуть больше огонька в глазах и чуть-чуть больше отдавать зрителям. Все-таки ты работаешь для публики и должен за эти три минуты ей «отдаться». С вокалом у Зены все в порядке. С номером тоже. Хотя, возможно, если бы она надела кроссовки, то чувствовала себя более комфортно, это была бы такая тинейджерская история. Глобально Зена достойна как минимум финала. Дальше уже будет тяжело: там есть с кем соревноваться. Второй полуфинал, на мой взгляд, будет сильнее по песням.

«Номер Исландии тоже впечатляет, хотя в моей десятке он не оказался»

В команде национального жюри как детского, так и взрослого «Евровидения» телеведущая Ольга Рыжикова не впервые. Рассказывает, что выставлять оценки всегда непросто, но интересно. Во-первых, потому что видишь выступления участников первой. Во-вторых, делаешь это с другими членами жюри со всей Европы.

Фото: instagram.com/olya_rizhikova
Фото: instagram.com/olya_rizhikova

— По поводу нынешнего «Евровидения» могу сказать, что в тысячный раз подтвердилась старая истина: этот конкурс очень непредсказуемый. И угадать, кто понравится Европе, практически нереально. Песни были очень разноплановыми: от рока до кантри, от народной музыки до типичных баллад евровизионного формата.

Также Ольга отметила, что первый полуфинал получился «достаточно тинейджерским».

— Было очень много молодых исполнителей. Члены жюри даже шутили, что сцена «Евровидения» стала еще одной площадкой для блогеров.

Поэтому представительница Беларуси Зена была в тренде, считает Ольга.

— По-доброму порадовалась, насколько интересно она проживает творческую жизнь. Вспоминаю, что мы делали в 16 лет, и осознаю, что у нас все было значительно проще. Она крепкая вокалистка, а ее выступление было энергичным, красивым и достаточно смелым. В нем не было ничего вызывающего, дерзкого, была понятная песня с понятным припевом, который можно запомнить, повторить и подпеть, что для первого полуфинала оказалось редкостью. Песня Зены — это пример, когда ее можно послушать и дома, и в машине.

Предварительно Ольга не просматривала клипы участников. И сделала это она умышленно.

— Я могла миллион раз посмотреть национальные отборы и клипы. Но мне показалось, что будет более честно увидеть живую трансляцию и оценить то, что происходит на сцене ровно в эту секунду. Кто смог собраться, кому удалось — тот молодец.

Бонус такой стратегии еще и в том, что так есть возможность ни в ком не разочароваться, улыбается телеведущая.

Важный момент, который помогал Ольге при оценивании, — это обаяние участников.

— Что бы ни говорили, оно передается через камеру. В моем рейтинге лидировали те исполнители, которые излучали ярчайшую энергию позитива, любовь к жизни, улыбку и легкость. Или то, что цепляло до глубины души. Что-то среднее в мою десятку не попало.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Среди фаворитов Ольги оказались Эстония, Грузия, Чехия.

— Номер Эстонии очень понравился. Там нет никакой замысловатой постановки, просто на сцене стоит парень в кожаной куртке. Но он так красиво пел, и от него шла добрая позитивная энергия. Грузия — очень сложная песня на непростую тему. Я люблю более легкую музыку, но когда видишь боль в глазах, страдания целой нации, которые передаются через музыку, это не оставляет равнодушным. Впечатлил номер Австралии. Я не особо люблю классическую историю в формате «Евровидения», но сам номер просто волшебный. Понравилась и песня представителя Чехии. Он креативный, ненавязчивый, с обаятельной улыбкой. Номер Исландии тоже впечатляет, хотя в моей десятке он не оказался.

Запомнилось Ольге и сумасшедшее выступление Португалии.

— Фантастически странный номер с таким же странным, но очень смешным танцором. Конечно, я не буду слушать такую музыку в машине, но посмотреть на такой номер интересно. В моей десятке он не оказался, но точно запомнился.

В целом, говорит Ольга, в этом году многие артисты отказались от крупных декораций и грандиозных номеров.

— Зачастую это были ребята, которые выходили с микрофоном в руках, в одиночку или с бэк-вокалом и просто пели. И, знаете, это смотрится очень свежо.

«Абсолютно тинейджерская история Зены» и отсутствие хитов, за которые можно зацепиться

В 2010 году в составе группы «3+2» Артем Михаленко сам участвовал в «Евровидении». Поэтому, говорит, за конкурсом он следит каждый год, отмечает для себя фаворитов и «фишки» участников.

Фото: vk.com/artemmikhalenko
Фото: vk.com/artemmikhalenko

В этом году, считает Артем Михаленко, конкурс получился специфическим.

— Нет явных хитов, за которые можно было бы зацепиться. Даже если посмотреть на фаворитов по версии букмекеров. Вряд ли кто-то из поклонников и слушателей «Евровидения» сможет напеть песни участников из Нидерландов или России.

Конкурсные песни Артем прослушал еще до старта «Евровидения» и отметил для себя, что они были достаточно сложными. Поэтому во время генеральной репетиции ему было интересно сравнить, как участники их осилят.

— Ведь это такая тонкая грань: как участники вольются в свою песню, смогут ли они справиться с волнением? Потому что запись трека или съемка клипа — это одно, национальный отбор — другое, а выступление на «Евровидении» — третье. Поэтому, на мой взгляд, оно и непредсказуемо.

Кто из участников удивил Артема Михаленко? Первой он называет Исландию.

— Это очень авангардные ребята.

Затем — Сан-Марино.

— 55-летний парнишка, если можно так сказать, с «заводной и интересной песней».

Понравилась Артему Грузия.

— Это было достаточно чувственно. И то, как конкурсант подавал материал, и то, как его эмоционально переживал.

Выступление Зены Артем Михаленко называет «абсолютно тинейджерской историей». И отмечает ее вокал и чистое интонирование.

— Все получилось достаточно гармонично. Не было впечатления чего-то лишнего или неподходящего на сцене, что было бы неприятно слуху или глазу. Постановка номера была выдержанная, не вычурная. Мне на самом деле понравилось.

Чехи «качовые», Эстония обаятельная, Грузия драматичная

Про общее впечатление от первого полуфинала Анастасия Тиханович говорит коротко и по делу: он был очень разнообразным. И затем подробно расшифровывает:

— Разнообразны как образы и сценические номера, так и непосредственно музыкальный материал. Здесь и классические евровижн-баллады, которые мы привыкли слышать от балканских исполнителей, и песни, которые выходят за привычные рамки «Евровидения». Мощные драматургические композиции и постановки, как, например, у Грузии, соседствовали с легкими «качовыми» песнями, как у чехов. Эстония была невероятно обаятельна. И тут я говорю не только о внешности, но и о музыке. У Словении был очень сдержанный трек, а вот на выступлении Австралии и Греции казалось, что это просто сказочные истории.

Фото Юлии Мацкевич
Фото Юлии Мацкевич

Сориентироваться в таком разнообразии было достаточно сложно, отмечает Анастасия. Поэтому для себя она выработала четкие критерии оценки.

— В первую очередь я опиралась на впечатление от песни. И уже оно подкрепляется многими моментами: это и подача, и вокально-сценическое воплощение. За три минуты каждый рассказывает свою историю. Вот, например, есть какая-то тема, которая, может, совершенно тебе не близка. Но если ты впечатлилась, поверила, поняла, что хотели донести исполнители, отреагировала на музыку, пусть даже текст звучит на незнакомом тебе венгерском или сербском, и тебя проняло до глубины души — наверняка такое выступление стоит того, чтобы его отметить.

В выступлении Зены Анастасия прежде всего отметила сильный вокал.

— Зена, несмотря на юный возраст, — опытный и успешный конкурсант в том, что касается вокальных состязаний. И это ее плюс, это то, что ей помогает, ведь вокальная стабильность и уверенность — важная часть успеха любого выступления. Мы все болеем и всегда будем болеть за Беларусь, поэтому хочется пожелать Зене и всем последующим участникам успехов и того самого огонька, чтобы вместе с мелодией песни он мог долететь до каждого зрителя даже сквозь десятки телекамер.

TUT.by

Похожие статьи