КОГДА БЕСОВ КОРЁЖИТ. Белорусская националистическая пресса о визите Патриарха Кирилла в Минск

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Минск 13-15 октября 2018 г. можно назвать поистине судьбоносным. Он касался не только и не столько Беларуси, сколько судеб всего Православия в целом. Не погрешим против истины, если отметим – подобного кризиса в Церкви не было давно. Сложные ситуации, возникавшие вокруг отношений РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей и Эстонской Православной Церкви, кажутся на фоне нынешнего противостояния Константинополя и Москвы детским лепетом.

Поэтому неудивительно, что многие верующие ожидали визита Патриарха с тревогой – даже не затаённой, а откровенной. И потому так радостно было видеть спокойствие и строгость Патриарха, когда он вышел из автомобиля у Свято-Духова собора и благословил собравшихся. На лицах людей засветилась радость. Такую же радость можно было видеть на их лицах, когда транслировалась торжественная вечерняя служба. Завтра – Покров, Великий Праздник, Патриарх с нами, мы выстоим!.. Таким было общее настроение собравшихся у храма.

А вот для русофобов, с плохо скрываемым злорадством следящих за развитием внутрицерковного конфликта, этот визит стал поводом для откровенной истерики. Пожалуй, столько грязи на Православие и Патриарха лично в Беларуси не выливали уже давно.

Грязные вбросы начались уже накануне. Помойный таблоид «Наша Нива» вытащил на свет давнюю историю с убийством православного священника, вынеся в заголовок ее «гомосексуальный подтекст». А уж когда приехал сам Патриарх, лавина смрада понеслась по полной…

«Наша Нива» отметилась целым рядом грязных публикаций. Первой была «Патриарх Кирилл прилетел в Беларусь, чтобы отсюда угрожать украинскому православию». Что это за «украинское православие», анонимный автор пояснить не удосужился. Акцент в фоторяде был сделан на черных «мерседесах» кортежа Патриарха и выстроившихся в ряд священнослужителях, один из которых надел темные противосолнечные очки. Эти очки особенно привлекли внимание фотографа – он сделал аж два кадра с ними, видимо, желая непонятно что подчеркнуть для читателя.

Следующее ведро сарказма называлось «Патриарх Кирилл приехал на богослужение в собор Святого Духа на «Мерседесе» с номером 0002 MI». «Усім вядома, каму дазволена ездзіць з нумарам 0001», — пішуць у Фэйсбуку. Каля сабора Кірыла сустракаў натоўп верніц, сувораўцы, царкоўныя служкі і некалькі «казакоў» пры парадзе і «во фрунт». У храме падчас службы прымаліся ўзмоцненыя меры бяспекі. Навушнікі сек’юрыці мелі нават людзі ў расах», — подчеркнуто беспристрастно констатирует автор-аноним. На самом же деле за каждым словом – лютая ненависть и презрение и к «русскому попу», и к толпе верующих (причем именно женского пола, хотя встречало Патриарха и множество мужчин), и к суворовцам, и к казакам (даже кавычки поставили)… И даже усиленные меры безопасности, вполне понятные в сегодняшней ситуации, ставят в строку. По-видимому, Патриарх должен был прийти на богослужение пешком, встречать его не должен был никто, а во время службы – никто не охранять.

Чин освящения храма Всех Святых, состоявшийся 14 октября, почти все белорусские СМИ описали на один лад: сосредоточившись не на том, что в Минске появился красивейший храм-памятник, созданный усилиями многих людей, а на том, сколько «звезд» присутствовали на этом освящении. Поэтому Леониду Якубовичу и Виктору Лукашенко в статьях-описаниях внимания было уделено больше, чем Патриарху.

Однако поистине «шедевральным» стал материал Артема Горбацевича «В Синоде РПЦ, который соберется в Минске в понедельник, не заседает ни один белорус». Это – просто-таки образчик ненависти к Православию и всему русскому, вполне «тянущий» на разжигание межконфессиональной и национальной розни. Судите сами.

«Сінод Рускай праваслаўнай царквы ў Мінску праходзіць у гістарычны момант для праваслаўя ў рэгіёне. Пасля таго як Украінская царква атрымае незалежнасць з рук Усяленскага патрыярхата, на тое самае па праве можа разлічваць і Беларуская. На фоне Украіны ідэя аб беларускай аўтакефаліі, якая яшчэ год таму здаваліся нечым фантастычным і таму недыскусійным, набывае цалкам асязальныя формы». Вопреки смелым ожиданиям А.Горбацевича, ни на что «то же самое» Белорусская Православная Церковь рассчитывать не может, более того – и не собирается. «Асязальныя формы» существуют разве что в голове автора статьи.

«У галовах беларускага кліру адбываецца рэвалюцыя, у гэты ж час патрыярх маскоўскі прылятае сюды каб пазначаць тэрыторыю і пагразіць украінскаму праваслаўю, якое лічыць «сваім», — продолжает Горбацевич. О каких «головах белорусского клира», в которых якобы происходит революция, идет речь, — неизвестно. На данный момент в Беларуси нет ни одного уважаемого, пользующегося общим авторитетом священнослужителя, который заявил бы о необходимости автокефалии БПЦ. Говорить же о том, что Патриарх прилетел, чтобы «обозначить территорию» — обычное тупое хамство пополам с религиозной безграмотностью.

«Наконт патрыярха Кірыла (Гундзяева) у царкоўных колах Беларусі зласловяць: калі ты называеш Украіну сваёй тэрыторыяй, то чаму тады баішся туды прыехаць?» — приводит Горбацевич слова некоего неизвестного человека из «церковных кругов». А источник цитаты назвать? Слабо? Боитесь?.. И правильно. Есть чего бояться. Потому что здесь не Украина, здесь Беларусь, где за свои слова принято отвечать.

Вторую часть статьи Горбацевич посвящает яростной атаке на самого ненавистного для белорусских русофобов человека – митрополита Минского и Заславского Павла. «Дарэчы, у Сінодзе РПЦ не толькі што няма ніводнага чалавека, які б бараніў у ім беларускую пазіцыю. Там няма і ніводнага беларуса. Праваслаўныя Беларусі прадстаўлены там разанскім мітрапалітам, які за чатыры гады ні разу не прадэманстраваў эвалюцыі сваіх поглядаў.
Няма і прычын думаць, што некалі ў будучыні ён стане для беларусаў «сваім».Тут Панамароў працягвае займацца тым, чым займаўся ў ЗША, Ізраілі ці Аўстрыі — прасоўвае інтарэсы Масквы». Дальше Горбацевич ударяется в конспирологическую теорию охлаждения президента Лукашенко к владыке Павлу и завершает: «Цікава, ці хопіць у сённяшняга кіраўніка Беларусі смеласці паставіць пытанне пра тое, каб кіраўніком Беларускага экзархата стаў беларус і каб беларуская дзяржава таксама атрымала сваю самакіраваную царкву».

Если коротко, суть статьи Горбацевича вот в чем: БПЦ – это агенты Москвы, которых нужно гнать из Беларуси поганой метлой, а на их место ставить белорусскоязычного обновленца, который разорвет все контакты с Москвой и назовется каким-нибудь патриархом Минским и всея Беларуси, как это сделал в начале 1990-х ополоумевший от жажды власти расстрига Филарет Денисенко. К счастью, и эта картинка – просто порождение воспаленного мозга автора. Потому что никому, кроме него и пары тысяч его сторонников, такая «церковь» в Беларуси не нужна.

В общем, бесов корёжит. И излишне напоминать, что все это касается не «религии» вообще, а именно Православия. Загляни в Беларусь папа Римский, и тот же Артем Горбацевич радостно кричал бы ему «Осанна!» и заверял бы в своей преданности.

 

Игорь Орлович

Телескоп

Похожие статьи

Оставленных комментариев