«Прогулки по незнакомому Витебску». О чем рассказал семейный альбом городского архитектора

На очередных «Прогулках по незнакомому Витебску» побываем на одной из самых атмосферных улиц старого города — бывшей Соборной — и заглянем в гости к архитектору Тихону Кибардину. А помогут нам в этом фотографии из его семейного альбома. Эти и другие уникальные материалы в 1980−1990 годы в областной краеведческий музей передала жительница Санкт-Петербурга Зоя Эльснер, внучка Тихона Кибардина.

Кибардин более 30 лет жизни посвятил Витебску

Уроженец Вятской губернии Тихон Васильевич Кибардин приехал в Витебск в 1890 году после окончания Санкт-Петербургской академии художеств. С 1890 по 1917 годы он работал городским архитектором и был причастен к возведению практически всех крупных зданий в тогдашнем Витебске.

Так, Кибардин проектировал здания Госбанка на улице Замковой (не сохранилось), реального училища на Гоголевской (сейчас проезд Гоголя, 3), больницы духовной семинарии на Соборной (современная улица Крылова, 5), амбулатории еврейской больницы (ныне станция скорой помощи на улице Космонавтов, 14), винокуренного, дрожжевого, изразцово-майоликового заводов и многих других.

Государственный банк на улице Замковой. Открытка начала ХХ века. Источник: «Витебская энциклопедия»
Здание бывшей больницы духовной семинарии (ул. Крылова, 5). Источник: «Витебская энциклопедия»

Тихон Кибардин разработал генеральные планы Витебска 1890 и 1902 годов. Под его руководством перестраивали здания городского театра (находилось на нынешней площади Ленина, не сохранилось) и отделения Московского международного торгового банка (ныне Толстого, 2), надстраивали третий этаж ратуши.

Кроме того, Кибардин был автором проектов многих частных особняков. Некоторые из них сохранились до настоящего времени — на улицах Суворова, Димитрова, Комсомольской и других.

Особняк на Соборной: скромно, но со вкусом

Для себя и своей семьи Тихон Кибардин построил дом в центре города — на Соборной. Здание удачно вписалось в застройку улицы и, к счастью, сохранилось — это дом № 6 на улице Комиссара Крылова.

Примечательно, что со стороны главного фасада дом выглядит как одноэтажный, хотя на самом деле он имеет два этажа (это хорошо видно со двора).

Кто-то, возможно, скажет, что для такого состоятельного человека как городской архитектор, это было достаточно скромное жилье. Тем более, что семья у Кибардина была немаленькая — жена и восемь детей.

Бывший дом архитектора Кибардина на улице Комиссара Крылова. Фото: Ольга Давидовская
Бывший дом архитектора Кибардина на улице Комиссара Крылова (вид со двора). Фото: Ольга Давидовская

На верхнем этаже дома было шесть комнат, на нижнем — три. Столовая, гостиная, кабинет, спальни взрослых и детей, детские и учебная комнаты были обставлены в духе того времени.

Кто из витебских фотографов бывал в доме Кибардиных, к сожалению, неизвестно. Но сохранились снимки с изображением семейного обеда в столовой, старших детей в учебной комнате, самого архитектора в домашнем кабинете. (А вот свои портреты домочадцы делали в витебских фотостудиях Владислава Островского, Абрама Гершевича, Сигизмунда Юрковского и других).

На нескольких фотографиях запечатлена жена архитектора Елизавета Борисовна Кибардина с детьми в гостиной и спальне. Изразцовые печи, огромное зеркало, туалетный столик, мебель в чехлах, кровати с коваными ажурными спинками, тяжелые портьеры в дверных проемах — эти и другие детали интерьера передают особенности городского быта начала ХХ века.

Семья Кибардиных в столовой своего дома. Начало ХХ века. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея
Елизавета Борисовна Кибардина с дочерью Ниной в гостиной своего дома. Начало ХХ века. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Не менее интересны фотографии, сделанные в саду возле дома Кибардиных. На них, кроме членов семьи архитектора, запечатлена прислуга. Насколько большим был сад — по снимкам определить сложно. Здесь росли деревья и кустарники, были разбиты клумбы, проложены дорожки, устроены скамейки и качели.

Дочери архитектора Валентина, Софья, Зинаида и его сын Сергей у качелей в саду возле своего дома. Около 1916 года. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

После революции Кибардины еще несколько лет жили в своем доме. Тихон Васильевич остался работать по специальности: был уездным и городским инженером, некоторое время — губернским архитектором. Но несмотря на это, семья жила небогато. Младшая дочь Валентина вспоминала, что ей приходилось торговать цветами из собственного сада — это был, хоть и небольшой, но дополнительный источник дохода.

В 1921 году умерла Елизавета Борисовна. И через три года Тихон Кибардин с младшими детьми уехал в Ленинград (куда уже перебрались старшие). Некоторое время он работал архитектором в Смольном, затем вышел на пенсию. Умер в 1933-м.

Архитектор Тихон Кибардин (первый справа) среди сослуживцев Смольного. Конец 1920-х. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Дочери Кибардина: трагедии и известность

С будущей женой Тихон Васильевич познакомился еще до переезда в Витебск. Елизавета Борисовна Кибардина была дальней родственницей писателя Льва Толстого.

Супруги Кибардины. Начало ХХ века. Фотоателье Владислава Островского. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

В Витебске у супругов родилось девять детей: сыновья Николай, Сергей, Владимир,дочери Нина, Зинаида, Софья, Евгения, Валентина, Людмила (умерла во младенчестве). Тихону довелось пережить еще двух своих детей: Владимир умер в 7 лет, Евгения — в 17.

Семья архитектора Тихона Кибардина. Начало ХХ века. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Старшие дети получили образование в гимназиях и училищах города. Девочки из семьи Кибардиных обладали различными способностями: Софья — музыкальными, Валентина — актерскими, Зинаида неплохо рисовала.

Софья Кибардина. Начало 1920 годов. 1-я учебно-показательная фотография Губсобеса. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Нина Кибардина окончила в Витебске гимназию, а в Ленинграде — чертежно-топографические курсы. Ее муж, Николай Эльснер, как и отец, был архитектором.

Дочь Нины Кибардиной — Зоя Эльснер — передала в витебский музей более десятка портретов своей матери. Наиболее ценный из них — с изображением деревянной церкви Святой Троицы (храм находился на Песковатике, на пересечении современных проспекта Куйбышева и улицы Староулановской; не сохранился).

Старшая дочь архитектора Тихона Кибардина Нина. 1928 год. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея
Нина Кибардина возле церкви Святой Троицы. 1913 год. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Зоя Эльснер рассказала сотруднице музея, историку Инне Абрамовой, о судьбах детей архитектора Кибардина.

Зинаида посвятила себя семье и детям. Однако счастье длилось недолго: женщина потеряла на войне двух сыновей. Вероятно, эта трагедия ускорила ее уход из жизни — она умерла в 1946-м в 52 года.

Тяжелые испытания выпали и Софье Кибардиной. Она вышла замуж за инженера-электрика, который работал на советско-английском предприятии и часто бывал за границей. В 1937 году его объявили «врагом народа», осудили и отправили в ссылку. Саму Софью также сослали в Сибирь. Муж погиб в лагерях, а жене удалось выжить. Она дождалась известия о реабилитации супруга, которое пришло в 1950-х. Умерла Софья Кибардина в 82 года.

Зинаида Кибардина. Начало 1920-х. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Самой известной из детей Кибардиных стала младшая дочь Валентина (1907−1988). После переезда с отцом в Ленинград она окончила студию Юрьева при Театре драмы имени Пушкина. Затем играла в театре Народного дома. Но основная часть ее карьеры связана с Большим драматическим театром имени Горького, где она сыграла десятки ролей в спектаклях по пьесам Горького, Салтыкова-Щедрина, Островского, Шиллера и др.

Приглашали актрису и в кино. Самой запоминающейся в ее карьере стала роль большевички Наташи в культовой трилогии о рабочей молодежи «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», снятой во второй половине 1930-х. В 1951 году Валентина Кибардина стала народной артисткой РСФСР и лауреатом Сталинской премии.

В витебском музее хранятся не только фотографии актрисы, но и другие материалы, связанные с ее творческой деятельностью. В том числе воспоминания об актере Борисе Бабочкине, режиссерский сценарий фильма «Возвращение Максима» 1936 года, газетные вырезки с рекламой фильма «Юность Максима» 1930-х.

Валентина Кибардина, заслуженная артистка РСФСР. 1950-е. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея
Валентина Кибардина на съемочной площадке. 1934−1935 годы. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Сыновья Кибардина: и за белых, и за красных

Старший сын архитектора Кибардина Николай пропал без вести в годы гражданской войны. Известно, что он был офицером-кавалеристом и воевал на стороне белых.

Нина и Николай Кибардины. 1893−1895 годы. Фото Сигизмунда Юрковского из фондов Витебского областного краеведческого музея

Сергей Кибардин окончил реальное училище. До революции служил в царской армии, после революции — в Красной. В 1920-е работал в строительном учреждении, позже был инспектором Витебского бюро по стандартизации.

Сергей Кибардин. 1930-е. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея

Сергей жил в Витебске дольше других детей архитектора — до 1941 года. Несмотря на сложности с жильем в 1920—1930-х, когда частные дома муниципализировали, владельцев «уплотняли», а то и вовсе выселяли, сыну Тихона Кибардина удалось остаться в родительском доме на улице Соборной.

После того как началась война, о судьбе Сергея ничего неизвестно.

В середине 1930-х в этом доме, кроме квартир, находился детский сад. Краевед Аркадий Подлипский отмечает, что в годы оккупации в бывшем особняке Кибардина был организован детдом № 5. После войны и до начала 1980-х здесь размещался сначала детский сад № 2, затем — городской отдел образования, фильмотека, областной комитет общества Красного Креста.

Сейчас никаких вывесок на здании нет, хотя оно явно используется как административное.

В начале 2000-х витебляне предлагали создать в бывшем особняке архитектора Кибардина музей городского быта. Фотографии, переданные Зоей Эльснер, помогли бы воссоздать интерьеры дома. А подаренные ею предметы обихода, посуда, студенческие рисунки Тихона Кибардина стали бы ценными экспонатами.

Тарелка из дома архитектора Тихона Кибардина. 1890−1910-е

Ольга ДавидовскаяTUT.by

Похожие статьи